Только по официальным данным ежегодно в Петербурге из-за аварий в системе теплоснабжения без отопления остаются более тысячи домов тысяч домов. А в скольких домах батареи были чуть тёплые, хотя отопление номинально присутствовало, подсчитать, пожалуй, просто невозможно.
Теоретически, если отопления в доме не было по причине аварии на теплотрассе, перерасчёт должен автоматически производиться поставщиками тепла. Но это именно теоретически. В действительно перерасчёт часто не производится, а если и производится, то только за тот период, в который имела место авария по данным самой теплоснабжающей организации. Однако официальный срок устранения аварии и период, в течение которого в домах реально не было тепла, почти всегда отличается. Разница составляет порой до нескольких дней. Как быть в такой ситуации?
Для начала о нормативах
Согласно утверждённым стандартам температура в квартире не должна опускаться ниже 18 градусов (в угловых квартирах – 20 градусов). Важно понимать, что это не только санитарные нормативы, но и строительные – такая температура не допускает промерзания стен и, как следствие, разрушения дома. Так что терпеливость многих петербуржцев, которые предпочитают просто теплее одеваться и греться электрическими радиаторами, но никуда не жаловаться, может привести к довольно печальным последствиям.
Законодательством также установлена максимальная продолжительность отключения отопления для проведения ремонтных работ – в течение месяца квартира может оставаться без отопления в сумме не более 24 часов. Максимальная продолжительность разового отключения не должна превышать 16 часов. Снижение температуры при этом допускается только в ночное время (от 0.00 до 5.00 часов) и не более, чем на 3°C. За каждый час отклонения температуры в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы за каждый градус отклонения температуры. Такой размер снижения платы за отопление может показаться небольшим, но, поверьте, это весьма существенные цифры. Попробуйте сами сделать перерасчёт и вы увидите, что во многих случаях за отопление можно вообще не платить.
Что делать, если аварии не было, но в квартире всё равно холодно?
Особую сложность представляет ситуация, когда официально никакой аварии на теплотрассе не произошло, но батареи в квартире практически не грели или были вообще холодные. В этом случае автоматически перерасчёт сделан не будет, и за свои права придётся бороться самостоятельно. Прежде всего, необходимо как можно скорее обратиться в аварийно-диспетчерскую службу вашей управляющей компании. Это можно сделать по телефону или подать письменное заявление. В телефонном разговоре или при подаче заявления необходимо согласовать дату и время прихода комиссии для составления акта о температуре воздуха в квартире. Также можно обращаться в службу 004 или через портал Правительства Санкт-Петербурга – в этом случае ваша жалоба будет гарантировано зафиксирована, и у вас будут доказательства обращения. Акт, составленный комиссией управляющей компании, является достаточным основанием для проведения перерасчёта.
Но это, опять же, теория. В действительности ТСЖ или управляющей компании невыгодно делать перерасчет в том случае, если отопление в квартире всё-таки было. Дело в том, что вода, пусть и не очень горячая, все равно циркулирует по трубам и батареям, общедомовой счетчик крутится, и в соответствии с его показаниями теплоснабжающие организации выставляют счета. Поэтому проведение перерасчёта жильцам квартир неизбежно приведёт к выяснению отношений с монополистами, чего коммунальщикам по понятным причинам не хочется.
В случае, если сотрудники управляющей компании отказываются приходить или результаты замеров вас не устраивают, не стоит пытаться производить замеры самостоятельно – в этом нет никакого смысла. Ещё большей ошибкой будет просто не платить за тепло – в этом случае задолженность с вас взыщут через суд, а результаты ваших собственных замеров и показания свидетелей суд в качестве доказательств не примет.
Как добиться перерасчёта
Для проведения замеров температуры воздуха в квартире необходимо обратиться с заявлением в органы Роспортебнадзора. После того, как сотрудники Роспотребнадзора проведут необходимые замеры и выдадут вам копию заключения, можно обращаться в управляющую компанию с заявлением о проведении перерасчёта. Какой-то установленной формы такого заявления нет. В нём нужно указать название управляющей компании и от чьего имени пишется заявление (собственники или наниматель квартиры), перечислить составленные акты, указать срок, в течение которого отопления не было или оно было недостаточным, сослаться на нормативные документы, которыми регламентируется температура в квартире. Можете также сами рассчитать сумму переплаты, хотя по закону это обязанность управляющей компании.
Важно помнить, что есть целый ряд моментов, когда в перерасчёте могут отказать, о чём мы писали ранее. Поэтому при возникновении сложностей в получении перерасчёта желательно обратиться в профессиональную юридическую фирму, специализирующуюся в вопросах недвижимости и коммунального обслуживания.
О юридических услугах по ведению дел в судах, предоставляемых нашим юридическим бюро, вы можете прочитать в соответствующем разделе нашего сайта.
Для получения дополнительной информации позвоните нам или задайте вопрос онлайн.
Все права на данную публикацию принадлежат Юридическому бюро Сергея Руденко
При перепечатке просим ссылаться на сайт www.rudenko.su