Покупка коммерческой недвижимости

Использование бомбоубежища в коммерческих целях

Сегодня в Санкт-Петербурге по данным МЧС насчитывается более 4000 бомбоубежищ. Не секрет, что многие из них находятся в весьма плачевном состоянии. Правительством Санкт-Петербурга совместно с МЧС неоднократно принимались меры по восстановлению имеющихся бомбоубежищ и созданию новых. Так ещё в 2012 году Правительством Санкт-Петербурга было издано Постановление «О мерах по обеспечению создания убежищ гражданской бороны». Данное Постановление направлено на разработку плана по созданию и размещению убежищ. Кроме того ранее делались неоднократные попытки передачи бомбоубежищ коммерческим организациям для использования в предпринимательской деятельности с сохранением назначения бомбоубежищ и с обязательным условием поддержания их в состоянии, пригодном для использования по прямому назначению. Однако до настоящего времени какой-либо эффективной схемы реализации таких проектов не разработано. Специалисты нашего юридического бюро в процессе юридического обслуживания крупных предприятий, на балансе которых находятся бомбоубежища и другие защитные сооружения, неоднократно сталкивались с проблемой необходимости надлежащего содержания подобных объектов, в отсутствие которого руководители предприятий и должностные лица, ответственные за соблюдение требований ГО и ЧС, могут понести административную и даже уголовную ответственность. В данной статье мы публикуем краткий обзор требований, предъявляемых к содержанию бомбоубежищ, который, надеемся, поможет в решении подобных вопросов всем заинтересованным лицам.

Защитные сооружения гражданской обороны

Меры по созданию убежищ гражданской обороны Законом РФ «О гражданской обороне». Более детально указанные вопросы раскрываются в Постановлении Правительства РФ «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». Согласно названным нормативным актам гражданская оборона – система мероприятий по подготовке и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. К объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны.

Ответственность за несоблюдение законодательства в сфере гражданской обороны

Нарушение норм и правил эксплуатации сооружений гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ст. 20.7 КоАП РФ). При этом уплата штрафа не освобождает организации от обязанности по содержанию бомбоубежищ, таким образом, возможно повторное привлечение к ответственности.

Возможность использования убежища под иные цели в мирное время

В мирное время объекты гражданской обороны в порядке, установленном вышеназванными нормативными актами, могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению. Подробнее эти вопросы раскрываются в Приказе МЧС России от 21 июля 2005 г. N 575 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».

Так помещения защитных сооружений гражданской обороны разрешается использовать под:
1)    санитарно-бытовые помещения;
2)    помещения культурного обслуживания и помещения для учебных занятий;
3)    производственные помещения, в которых осуществляются технологические процессы, не сопровождающиеся выделением вредных жидкостей, паров и газов, опасных для людей, и не требующие естественного освещения;
4)    технологические, транспортные и пешеходные тоннели;
5)    помещения дежурных электриков, связистов, ремонтных бригад;
6)    гаражи для легковых автомобилей, подземные стоянки автокаров и автомобилей;
7)    складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения;
8)    помещения торговли и питания (магазины, залы столовых, буфеты, кафе, закусочные и др.);
9)    спортивные помещения (стрелковые тиры и залы для спортивных занятий);
10)    помещения бытового обслуживания населения (ателье, мастерские, приемные пункты и др.);
11)    вспомогательные (подсобные) помещения лечебных учреждений.

Содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений. При этом освобождение помещений от имущества при переводе защитных сооружений гражданской обороны на режим убежища должно осуществляться в срок не более 6 часов.

Размещение и складирование имущества должно осуществляться с учетом обеспечения постоянного свободного доступа в технические помещения и к инженерно-техническому оборудованию защитных сооружений гражданской обороны для его осмотра, обслуживания и ремонта.

При эксплуатации защитных сооружений в мирное время необходимо обеспечивать сохранность:
1)    защитных свойств как защитных сооружений гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов;
2)    герметизации и гидроизоляции всего защитного сооружения гражданской обороны;
3)    инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения защитных сооружений гражданской обороны.

При содержании защитных сооружений гражданской обороны в мирное время запрещается:
1)    перепланировка помещений;
2)    устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях;
3)    нарушение герметизации и гидроизоляции;
4)    демонтаж оборудования;
5)    применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений;
6)    загромождение путей движения  входа в защитное сооружение и аварийных выходов;
7)    оштукатуривание потолков и стен помещений;
8)    облицовка стен керамической плиткой;
9)    окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких вставок, металлических рукавов, табличек с наименованием завода изготовителя и техническими данными инженерно-технического и специального оборудования;
10)    установка и эксплуатация приборов и оборудования, застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств защитных сооружений гражданской обороны.

Однако допускается устройство в помещениях защитных сооружений гражданской обороны временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, но также не более чем за 6 часов.

При использовании защитных сооружений гражданской обороны в мирное время необходимо:
1)    поддерживать температуру в помещениях в соответствии с требованиями проекта;
2)    обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов;
3)    проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами;
4)    закрыть и опечатать герметические клапаны, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода;
5)    обеспечить в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды и проток воды с полным ее обменом в течение 2 суток;
6)    содержать аварийные безнапорные емкости для питьевой воды в чистоте;
7)    закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях;
8)    законсервировать дизельные электростанции;
9)    обеспечить открываемые защитно-герметические и герметические ворота и двери подставками.

Кого обяжут создавать защитные сооружения

В упомянутом в начале настоящей статьи Постановлении Правительства Санкт-Петербурга одним из направлений предполагаемой работы является необходимость разработать предложения предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющим свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, по созданию убежищ гражданской обороны, обеспечению их сохранности и поддержки в состоянии постоянной готовности к использованию за счет собственных средств. Правительство Санкт-Петербурга до сих пор не дало разъяснений насколько обязательно выполнение данных предложений. Однако по истечению трех месяцев с момента издания Постановления, исполнительные органы власти Санкт-Петербурга обязаны направить в Управление МЧС предложения по созданию и размещению убежищ, а также их территориального расположения.

Следовательно, предприятиям, на балансе которых уже находятся бомбоубежища, и предприятиям, которых потенциально могут обязать к их созданию необходимо продумать и согласовать возможный способ использования данных сооружений, чтобы они не оставались мёртвым грузом на балансе компании и вечной расходной статьёй бюджета. Тем более, что нормативная база для коммерческого использования общежитий, как показывает приведенный обзор, существует.

Специалисты нашего юридического бюро готовы оказать весь комплекс необходимых юридических услуг для приведения действующих бомбоубежищ в соответствие действующими нормативами, строительства новых и обеспечения их использования в коммерческих целях.

Для получения дополнительной информации позвоните нам или задайте вопрос онлайн.

Все права на данную публикацию принадлежат Юридическому бюро Сергея Руденко.

При перепечатке просим ссылаться на сайт www.rudenko.su.

    Прикрепить документы: